Тайна появления картины. В мастерской Сергиенко Дмитрия.

Как часто вы задумывались стоя перед картиной в музее о том, как была написана картина или что было написано первым, а что вторым. Картину нельзя написать одновременно во всех местах. Что первым написано, может главный герой картины, а может задний план. Какие методы «письма» применял художник, чтобы появилась картина. А может он вложил в картину какой-то секрет, как это делал Леонардо Да Винчи.
Впервые мы попробуем заглянуть и познакомиться с творческим процессом написания картины. Так сказать, на «кухню», в художественную мастерскую современного украинского художника Сергиенко Дмитрия.

-И так, Дмитрий, мы пришли к вам в мастерскую в тот момент, когда вы заканчивали одну из ваших картин. Расскажите нам о ней.
- По стечению обстоятельств вы попали в мастерскую, когда я заканчивал работу над парадным портретом семьи. Это приватный заказ, сделанный одним из членов, нарисованных на портрете.
 

На портрете изображены трое, супруги и их дочь. Картина выполнена в традиционной академической манере.

- Картина, мы видим, великолепна, скажите: мы живем в 21веке, а на портрете вы изобразили всех в старинных нарядах эпохи барокко.
- Это соответствующий вопрос. Дело всё в самом заказе. Клиент попросил написать их в старинных нарядах, и ещё, нужно было придерживаться определённой картины известного художника. Вначале мне эта идея не совсем понравилась, но когда я узнал, что нужно композицию отчасти взять из картины Рубенса «Автопортрет с Изабеллой Брандт», я не сомневаясь согласился. Мне приходилось выполнять копии старинных мастеров, но интерпретировать картину старинного мастера это было впервые.
Самая большая трудность была изменение композиции, так как у Рубенса на картине два человека, а мне пришлось нарисовать три. Нужно было правильно вставить третьего портретируемого, чтобы не нарушить баланс композиции, ибо можно разрушить целостность. Конечно, понадобилось время для расстановки фигур что дало, как видим, положительные результаты.

- Дмитрий, возможно были сложности во время написания?
- Нет, серьёзных сложностей не было. Подрамник я изготовил сам из хорошо высохшей лиственницы с поперечиной - крестовиной. Единственно сложным, так это, то, что впервые я натянул холст с чёрным грунтом, загрунтованный холст фирмы «FABRIANO». Великолепный холст, мелкозернистый без единого узелка с идеально равномерно нанесенным грунтом. Слегка взбрызнув холст со стороны грунта, (по старинной методики), от середины к углам я натянул холст. Поведение холста прелестно, равномерная натяжка по всем направлениям. Слегка нанёс художественное масло на холст, чтобы пропитать его сухость. Потом я перенёс рисунок на холст, закрепив рисунок ретушным лаком. Дал просохнуть ночь, и начал писать картину. В начале, в местах, где будет тело, я сделал белильную подкладку, иногда «фактурил», но слегка. Дал просохнуть этой основе, после высыхания чуть зашкурил нулёвкой.
 
 

Следующий этап это прописка. В ней самое главное поймать общий колорит картины, с моим опытом это было сделать очень легко. После обработка частных деталей: голова, руки, одежда, фон. Старался писать не прыгая из угла в другой, а как бы прикрепляя друг за друга куски. Обязательно рядом фон, для того чтобы можно было списывать «касания». Сложность в основном была с полутонами. Их меру, интенсивность тона и цвета, всегда трудно поймать. Поэтому я выбрал писать картину при дневном свете, чтобы видеть самые тонкие отношения.

- Какие ещё сложные детали могут быть при написании портрета?
- Да вроде бы я рассказал обо всём, ну только об окончании работы не сказал. Заканчивать картину это самое интересное. Когда уже кистью редко касаешься картины, в основном работаешь пальцами. В это время ощущаешь себя скульптором, материал чувствуешь, его тепло, кончиками пальцев прикасаешься к холсту, как бы ломая двухмерное пространство.
 
 

Потом я дал работе подсохнуть пару суток. И поверх нанёс сильно разбавленный акрил-стирольный лак, придав картине приятный глянцевый блеск.
 
 

Остаётся одеть портрет в раму. Основная консервация картины будет через год, когда все красочные слои просохнут.

- Дмитрий, извините, что перебиваю. Так что вы будете ещё раз встречаться с клиентом картины?
- Хм, (смеётся). Я не только выполняю картину – заказ для клиента, а и постоянно встречаюсь и ними за чашкой чая. Каждый, кто встретился с «высоким искусством», я заметил, становиться зависимым, что ли. Красота притягивает людей и в этом её сила. Изменились ценности. Дело в том, что при Советах, изобразительное искусство считалось буржуйским. И нескольким поколениям это вбивалось в голову, художникам не было свободы. Оттуда пошла приговорка, что:«Бедный художник». Художник никогда не был бедным, так как занимался этим ремеслом, а ремесло всегда приносит деньги. В Советское время ремеслом запрещали заниматься, должны были работать в коллективе и на благо страны. А когда союз развалился, к художникам ремесло вернули, а работать в рыночной среде они уже разучились. Плюс люди перестали разбираться в искусстве, исчез интерес, а точнее «отбили». Вот это все и не только это сыграло свою роль, забили головы «дешёвой рекламой, ненужных продукций».

- Так какая цена должна быть на произведение искусства, картину? И как дорого вы продаёте свои картины.
- Ценовая политика на рынке картин зависит от многих факторов. Я стараюсь придерживаться средних цен или чуть ниже на произведения искусства по Украине. Они колеблются от 20$ до 1000$ за квадратный метр.

- Можно подробнее, я думаю, читателю будет интересно, как приобрести картину в современном мире выполненную не хуже старых мастеров? На что обратить внимание?
- Первое, это сам художник, а точнее его мастерство и опыт в той или мере. То есть, если хотите заказать картину, вначале познакомьтесь с художником и его картинами, мастерской. Художник всегда имеет запас своих картин. Перед посещением художника, у которого вы хотите заказать картину, не мешало бы заглянуть в энциклопедию или найти книгу, где есть музеи и рассказывается о художниках «высокого искусства». Оттуда узнать о жанрах, школах, направлениях в изобразительном искусстве. В общем, быть подготовленным и просвещенным в искусстве и чтобы был запас для сравнения. Цена может колебаться от количества детализации на картине, размера, качества материала. Немаловажна рама, цены на багет тоже сильно могут отличаться. Есть производители Италия, Чехия, Китай. Дерево или пластик, всё это влияет на цену картины. Вот как раз сейчас идет примерка багета к портрету.
 
 
Рама не должна перегружать картину. В тоже время она не должна быть лёгкой, тонкой. Колорит, цветовая гамма, так же не должна быть интенсивнее самой картины. Если есть лепнина на раме, она по маcштабу деталей или ширине мазка, (если она написана пастозно) не должна перекликаться. Одним словом рама должна «собрать» и украсить картину, а не разрушать её целостности.
Как оказывается сложно и в тоже время просто написать произведение искусства.
 
   Сложность в деталях, а простыми они становятся, когда узнаёшь их последовательность. Ясно, что, даже узнав эти последовательности, мы не сможем, нарисовать картину не познав школы. Так пусть этим занимаются такие мастера кисти как художник Сергиенко Дмитрий Сергеевич, который пустил нас в мастерскую и приоткрыл занавес возникновения картины.