Приложение к отчёту об Свято-Успенской церкви пос.Новопсков

Евреи в Малороссии
 
Евреи в Малороссии — украинской автономии в России (1667–1793). После массового уничтожения евреев во время восстания под предводительством Б. Хмельницкого (1648–54) на Левобережной Украине, отошедшей по Андрусовскому российско-польскому договору 1667 г. к России, практически не оставалось еврейского населения. К концу 17 в. – началу 18 в. здесь проживало всего несколько евреев — нелегальных иммигрантов из Польши и Правобережной Украины. Казацкая старшина, местные монастыри и помещики были заинтересованы в экономической деятельности евреев, однако российские власти не разрешали евреям не только переселяться с Украины в другие регионы России, но и въезжать в Малороссию. Петр I указом от 1708 г. запретил евреям заниматься розничной торговлей, а в 1721 г. потребовал выслать их с Украины (где они проживали якобы временно). В 1727 г. аналогичный указ издала Екатерина I; однако гетманы под давлением казацкой старшины либо заступались за евреев, либо игнорировали эти запреты. В 1728 г. гетман Данило Апостол от имени «войска запорожского» попросил Екатерину I разрешить евреям приезжать на Левобережную Украину для помощи в развитии торговли. Императрица пошла на уступки и позволила евреям временно приезжать на ярмарки, но только для оптовой торговли. Распоряжение о поголовном изгнании евреев с Украины, отданное Анной Иоанновной в 1731 г., выполнено не было, а в 1734 г. по ходатайству жителей так называемой Слободской Украины (включавшей земли нынешних Харьковской области, части Сумской области, Донбасса, а также части Воронежской, Курской и Белгородской области России) она разрешила приезжим еврейским купцам торговать в розницу «на локти и фунты», а вскоре евреи получили возможность вести розничную торговлю по всей Малороссии. При этом они по-прежнему не имели права постоянного жительства, а в 1738 г. Анна Иоанновна приказала удалить с Украины всех евреев. И этот указ (равно как и сходное с ним постановление сената от 1739 г.) выполнен до конца не был. Перепись 1736 г. показала, что украинская знать и духовенство продолжали держать в своих имениях евреев (всего 240 человек; часть еврейского населения была от переписи скрыта), а в 1738 г. в Малороссии насчитывалось около 600 евреев.

      Жесткую антиеврейскую позицию заняла нетерпимая к иноверцам Елизавета Петровна. Отметив в указе от 1742 г., что, несмотря на запреты, евреи продолжают жить в Российской империи, «а наипаче в Малороссии», она приказала: «Из всей нашей империи, как из Великороссийских, так и Малороссийских городов, сел и деревень всех жидов немедленно выслать за границу и впредь оных ни под каким видом не впускать». Этот указ был выполнен, и евреев Левобережной и Слободской Украины изгнали в польские владения.

      Иную политику по отношению к евреям проводила, хотя и непоследовательно, Екатерина II. В первом манифесте по случаю ее воцарения (1762), разрешавшем всем иностранцам беспрепятственно селиться в России, содержалась оговорка «кроме жидов», однако во втором манифесте (1763) такой оговорки уже не было. В 1764 г. Екатерина II удовлетворила просьбу украинского «шляхетства и старшин» о позволении евреям «временно» приезжать в Малороссию. В 1783 г. евреям разрешили записываться в городские сословия, уравняв их таким образом в правах с христианскими купцами и мещанами. В официальных документах за подписью императрицы применительно к русским подданным не употреблялось слово «жид».

      При Екатерине II евреи получили возможность селиться в отвоеванных у Турции степных районах Причерноморья, так называемой Новороссии. Вначале (с 1763 г.) соответствующие разрешения давались негласно (губернаторами или «негласной комиссией» во главе с секунд-майором Ртищевым). Таким образом в 1764 г. в Новороссию попали первые семь евреев из Литвы; в том же году императорским указом, адресованным киевскому генерал-губернатору, евреям было позволено селиться в недавно созданной Новороссийской губернии и создавать земледельческие поселения. К 1772 г. в Новороссию переехали несколько сотен евреев, в основном из Польши и Курляндии (см. Латвия). Евреи не только стали одними из первых колонистов Причерноморья, но и использовались как вербовщики поселенцев. В резолюции на одном из донесений о нарушении евреями запрета на провоз «горячего вина» (то есть водки) из Польши князь Г. Потемкин приказал предупредить евреев, желающих переселиться в Новороссийскую губернию, что «ни один не будет впущен, доколе не выведет пять человек польских поселян в государственные поселяне, и чтоб объявлен был капитал, с которым сюда прибудут».

     В то же время местная администрация препятствовала переселению евреев; систематический характер оно приняло лишь после 1775 г., когда новороссийский губернатор Муромцев наложил на прошение балтских евреев резолюцию с разрешением переселиться в эту губернию. Порядок расселения евреев в земледельческих колониях на Днепре и Буге определялся так называемыми «кондициями» 1776 г. Евреям-поселенцам предоставлялся ряд льгот (государственный заем на строительство, частичное освобождение от налогов на семь лет, возможность привозить из Польши водку, и другие). Но поскольку значительная часть поселенцев не стала заниматься сельским хозяйством, «кондициями» 1777 г. были введены пошлины на провоз товаров, а срок действия налоговых льгот сокращен до одного года.

     В 1791 г. указом Екатерины II евреям было разрешено «пользоваться правом гражданства и мещанства» только в Белоруссии и Новороссийском крае, включая Крым; тем самым было положено начало черте оседлости (еще до ее официального введения в 1804 г.).

     На протяжении всего 18 в. евреи, жившие в той части Украины, которая находилась под управлением России, занимались торговлей, ремеслом и шинкарством. Помещики и старшина были особенно заинтересованы в деятельности шинкарей, которые приносили им немалый доход (а сами, как правило, оставались нищими и бесправными). Значительная часть местного населения относилась к евреям с неприязнью; время от времени происходили антиеврейские беспорядки. Так, в 1703 г. они имели место в Черниговском полку (территориально-административная единица Малороссии), где евреев обвинили в ритуальном убийстве М. Сохны, студента киевской Академии (см. Кровавый навет). Двух евреев из местечка Городня погромщики растерзали, шинкаря Шмуля из села Жуковицы заживо сожгли с семьей. Виновники остались безнаказанными.

     До конца 18 в. почти все евреи Малороссии жили в сельской местности; сохранились также отрывочные сведения об их пребывании в двух городах — Нежине и Кролевце. В этих городах, по всей видимости, собирался миньян; известно также, что в селе Жуковицы существовал молитвенный дом.
 
Фото из городов Нежин(Черниговской обл.) и Кролевце(Сумской обл.):
г.Нежин Николаевский собор.
 
Университет  г.Нежин
 
Герб г.Кролевц
 
Возле г.Кролевц
Дм.Сергиенко 2007 18 ноября