Путешествие на родину И.Е.Репина к художественно-мемориальному музею в г.Чугуев

Светлый одноэтажный дом, вымощенный дворик, сад, обнесенный украинским плетнем. По плетню летом вьются декоративная фасоль и «крученый паныч», в саду и под окнами – любимые художником разноцветные мальвы, желто-оранжевые бархатцы, розовые и пунцовые пионы.

  
 

Невысокая дубовая дверь репинского дома, построенного почти 190 лет назад, ведет в прихожую. Ее обстановка проста и непритязательна, она помогает ощутить ту атмосферу, которая царила в доме родителей художника. Здесь личные вещи И.Е.Репина – синий бархатный берет, в котором он работал, белый жилет, «жук-служка» - приспособление для быстрого снятия обуви, сделанный по его рисунку чугуевским мастером Г.Волокитиным. Немногочисленные предметы убранства прихожей – подвесная керосиновая лампа, зеркало в темной резной оправе на изящном подзеркальном столике – подчеркивают скромность быта хозяев дома.

 
 

На стене в старинных рамках две фотографии: И.Е.Репин с матерью Татьяной Степановной и братом Василием в 1870 году в Чугуеве и Репин с семьей в начале 80-х годов, оригинал которой передан в музей дальней родственницей художника Е.И.Баевой.

 

И.Е.Репин неоднократно приезжал домой на каникулы из Петербурга, когда был студентом Академии художеств. В апреле 1879 года он приехал в Чугуев на полмесяца в связи с болезнью матери. Написал портрет отца, выполнил несколько рисунков, в том числе карандашный портрет Татьяны Степановны.
 
 

 

В мае следующего года И.Е.Репин снова посетил родные места, на несколько дней опоздав на похороны матери, - она умерла в этом доме на бывшей Никитинской улице 3(16) мая 1880 года.. На городском кладбище на могиле матери стоит скромный памятник, сделанный по рисунку сына местными кузнецами.

 
  
 

С 1817 года Чугуев был центром нескольких округов военных поселений Слободско-Украинской (позже Харьковской) губернии, созданных по указу Александра I. Все крестьяне в возрасте от 18 до 45 лет, жившие на территории округов, становились военными поселянами, «хозяевами». Они получали небольшие земельные наделы и нескольких солдат-постояльцев, не имевших собственной земли. В музее экспонируется фотокопия списка поселян, наделенных в Чугуеве землей. Среди них под номером 16 значится Ефим Репин – отец художника.

 

Дети военных поселян с семилетнего возраста становились кантонистами – учениками специальных военных школ, а с восемнадцати лет переводились в воинские части. Как выглядели мальчики-кантонисты можно увидеть на живописном портрете  Ф.Е.Черникова. 

 

По существу, жители округа превращались  в пожизненных солдат. Они обязаны были носить военную форму, жить и работать по твердому воинскому распорядку и круглый год проходить военное обучение.

 

Жесткий режим, регламентировавший всю жизнь поселян, сказался и на архитектурной застройке Чугуева: улицы города были строго распланированы, застроены однообразными приземистыми домиками с тремя окнами на улицу. Многие из них сохранились.

 

Отец И.Е.Репина, Ефим Васильевич, служил рядовым солдатом Чугуевского уланского полка, выполнял обязанности фуражира и квартирмейстера. Он имел боевые награды за участие в нескольких военных кампаниях, бывал в Персии, Турции,  на Кавказе,  в Крыму,   Молдавии,  Валахии. В витрине экспонируются воинские награды, уланская сабля, палаш, лядунка первой половины XIX века. После 27 лет солдатчины Е.В.Репин вышел в отставку. Это был уже пожилой человек. Таким его и написал сын. В экспозиции музея находится копия этого портрета.

 

Рядом – фотография портрета матери художника – Татьяны Степановны. Эта умная, добрая и чуткая женщина ббыла главным лицом в доме. Обладая твердым характером, она мужественно боролась с нуждой, когда мужа «угоняли» в походы: шила на заказ шубы, выполняла казенные повинности. Не только своих детей Татьяна Степановна обучала грамоте, в доме собиралось более десяти ребятишек, которых она учила читать и писать.

 

Семья Репиных жила в пригороде Чугуева – слободе Осиновке. В экспозиции представлена фотография с видом слободской улицы. На первом плане дом и усадьба, принадлежавшие бабушке художника. Здесь, в маленьком флигеле, 5 августа 1844 года родился И.Е.Репин. На стене картина неизвестного художника XIX века «Осиновка»: широкая долина Северского Донца с темным лесом на горизонте, белые стены хаток под соломенными крышами, нива зрелой пшеницы. Среди этой живописной природы прошли детство и юность будущего великого художника.

 

Вскоре Репины построили новый дом под Гридиной горой, в котором И.Е.Репин жил до 19 лет, вплоть до отъезда в Петербург в 1863 году. На рисунке украинского художника Е.П.Светличного «Усадьба Репиных в Осиновке» изображена крутая излучина Донца, обрывистый берег. На самом краю его стоит дом. Усадьба, к сожалению, не сохранилась: дом был продан за долги, а часть земли ушла под воды Донца, сильно подмывшие берег. На месте дома Репиных установлен памятный камень.     

 
 

В витрине находятся предметы из репинского дома в Осиновке: Евангелие в чеканном переплете, икона неизвестного чугуевского мастера «Спас нерукотворный», навес от ставни, кованный гвоздь, мерная чашечка, маленькая гиря, поддужный колокольчик. Изразцами, взятыми из дома родственников Репиных, которые тоже жили в Осиновке, облицована ныне одна из печей дома-музея.

 
 

Илюша был вторым ребенком в семье. Старше его была Устя, ближайший друг мальчика, разделявшая все его интересы. Несколькими годами моложе были братья – Иванечка и Вася.

 
       
 
Илья рос любознательным ребенком, жадно впитывал впечатления окружающей жизни. О прошлом Чугуева он слышал от старших: бабушка Егупьевна рассказывала, как возвращался домой Чугуевский полк после окончания Отечественной войны 1812 года, как вводили военное поселение. В Чугуеве хорошо помнили страшную расправу, которую учинил начальник военных поселений Аракчеев над участниками бунта, вспыхнувшего летом 1819 года в военных поселениях. Тогда правительственные войска арестовали более двух тысяч человек, 275 из них военный суд приговорил   к смертной казни. Аракчеев заменил смертную казнь наказанием шпицрутенами. «Без лести преданный» граф потом писал царю, «что строгое и примерное» наказание не подействовало на арестованных, которые не хотели раскаяться в своем «буйстве».
 
          

 

Очень рано будущий художник почувствовал непреодолимую тягу к творчеству. Отец, чтобы прокормить семью, торговал лошадьми, которых покупал на Дону. Мальчик часто наблюдал укрощение человеком сильных, красивых,  необъезженных животных. Детские впечатления от этих сцен искали выхода, они отразились в раннем творчестве художника. В осиновском доме им были сделаны первые художественные пробы: головки лошадей, вылепленные из воска, лошадки, вырезанные из бумаги.

 

1857 годом датируется самая ранняя акварель И.Е.Репина, дошедшая до наших дней - «Вид на школу военных топографов в Чугуеве». Она хранится в Третьяковской галерее в Москве, а в музее экспонируется фотокопия этой работы. «После долгих ожиданий и мечтаний я попал, наконец, в самое желанное место обучения, где рисуют акварелью и чертят тушью, - в корпус топографов» , - вспоминал И.Е.Репин. Его учитель – топограф Ф.А.Бондарев нравился ему «больше всех людей на свете». На фотографии, представленной в экспозиции музея, запечатлен ученик-топограф за изготовлением географических карт. В связи с упразднением военных поселений корпус был расформирован, и топографы уехали. Непреодолимое желание учиться привело юного Репина  в иконописную мастерскую  чугуевского художника Ивана Михайловича Бунакова.

 
      
 

Занятия иконописью поощрялись в военном поселении. Строились новые и обновлялисьстарые церкви, для этих целей выделялись крупные средства. Часто храмы возводились по проектам известных зодчих, руками талантливых народных мастеров. Церковь в Осиновке – один из интересных памятников украинского деревянного зодчества XVIII века, изображена на рисунке харьковского художника И.А.Дайца. Сама церковь не сохранилась.

 
 

Художников, резчиков, позолотчиков, альфрейщиков объединял казённый «Деловой двор» - хозяйственная организация управления военных поселений. Деревянная резьба, иконопись чугуевских мастеров славилась далеко за пределами города. В музее собрана коллекция икон, в том числе – две небольшие иконы из дома Репиных в Осиновке, возможно купленные когда-то матерью художника. Татьяна Степановна была не только грамотной, но и отличалась тонким вкусом, любила поэзию, понимала живопись.

 
  
Часть икон, представленных в музее, - «Неопалимая купина», «Иоанн Креститель», «Утоли болезни и печали», «Распятие с предстоящими» - написаны по старым канонам. На этих иконах тёмные лики святых с резкими пробелами, условно передающими объём; золотой фон, иногда с прочерченным растительным орнаментом; чистый открытый цвет в изображении одежды и украшений. Очевидно, такие иконы заказывали художникам староверы, которых в Чугуеве было много. Приверженцем старого письма был «Бунак-иконописец» - отец художника И.М.Бунакова. Он писал ещё яичными красками на левкасе.
 
 
 

Другие художники, о которых впоследствии вспоминал И.Е.Репин в книге «Далёкое близкое» - Л.И.Персанов, И.М.Бунаков, Е.И.Крайненко, И.Н.Шаманов, - писали с большой живописной свободой. Иконами их работы И.Е.Репин любовался ещё ребёнком, и в последующие его приезды на родину они заставляли художника удивляться, «как свежа, жизненна и светла … остаётся эта незаурядная живопись».

 

  К своему учителю Ивану Михайловичу Бунакову Репин относился с неизменным уважением, считал его талантливым живописцем и превосходным портретистом. Все портреты, выполненные им были «очень похожи и тщательно писаны». О мастерстве И.М.Бунакова можно судить по портрету З.И.Шаверневой, который экспонируется в Харьковском художественном музее. Портрет прекрасно вкомпонован в овал, рисунок отличается большой точностью, лицо тонко моделировано.

 

 

В чугуевском музее экспонируется икона «Царь Славы» другого талантливого мастера. Христос в богато украшенной каменьями митре и затканной белыми цветами зеленовато-серой ризе сидит на престоле на фоне потемневшего неба. Тщательность отделки деталей, выразительность лица Христа, гармония цвета говорит о незаурядных способностях иконописца. Обычно иконы не подписывались художниками, а в правом углу этой есть надпись: «Писана икона 1878 г. 2 марта, писал Яков Г.Пихтерёв в Чугуеве». Имя этого иконописца раньше не было известно.

 

          В экспозиции музея есть и другие подписные иконы. В частности, икона, выполненная Е.И.Крайненко, которого И.Е.Репин считал одним из лучших чугуевских мастеров. В его иконе («Избранные святые») святые наделены вполне земными чертами характера. Техника живописи напоминает миниатюру: так тщательно проработаны лица и все детали. Благодаря точно рассчитанному расположению фигур, ритму спокойных линий, чётким силуэтам, гармонии неярких красок, в которых нет ни одного резкого пятна, небольшая икона приобретает черты монументальности. С особым мастерством художник написал небо: белые облака, пронизанные светом, клубятся и тают в голубом воздухе, тени сохраняют глубину и прозрачность, и небо кажется беспредельным. Очевидно, художник писал небо с натуры. Эту икону мог видеть И.Е.Репин: она выполнена в 1861 году.

 

Подробная надпись есть на обороте иконы «Богоматерь Владимирская»: «Икона с ризой и рамой, 14 июня 1874 года, дел. И.Г.Нечитайлов. Чугуев. Собственно для себя». Маслом в этой иконе написаны только голова Марии и прильнувшего к ней младенца, руки святых, ступни ног Христа. Остальная поверхность закрыта позолоченной алебастровой ризой, украшенной рамой геометрического орнамента. И.Г.Нечитайлов был мастером позолотных работ в Чугуеве, у него на квартире жил художник Л.И. Персанов, которого И.Е.Репин называл «Рафаэлем Чугуева». Несколько работ Персанова находятся в репинских «Пенатах».

 

Иконописцы Чугуева, тесно связанные образом своей жизни, своей работой с народом, не могли не испытывать в своём творчестве влияния народного искусства, не могли не отражать окружающую их реальную жизнь. Они писали не только иконы, но и портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые картины.   В музее экспонируется несколько портретов чугуевских жителей, выполненных местными живописцами. Портрет молодой женщины в зеленом платье, сидящей у стола на фоне красного занавеса, своим локальным цветом и характером изображения деталей – складок тканей, бахромы, цветка в руке – напоминает некоторые чугуевские иконы.

 

Портрет мелкого торговца Андрея Заховаева работы И.Данильченко и портрет модистки Анны Головченко неизвестного художника написаны в традициях чугуевской портретной живописи середины ХIХ века. Портрет А.Заховаева сделан очень добросовестно и сдержанно, очевидно, художник стремился добиться полного сходства. Действительно, сравнение портрета с фотографией, сохранившейся у родственников Заховаева в Чугуеве, убеждает, что художник сумел передать сходство с документальной точностью.

 

Более сложный образ создаёт неизвестный художник в портрете А.И.Головченко. Пожилая женщина сидит у стола, спокойно сложив украшенные кольцами руки и глядя на зрителя тёмными внимательными глазами. Её плечи окутывает шаль с крупными цветами. Такие традиционные для чугуевских женщин шали можно видеть на портретах  работы И.М.Бунакова, Л.И.Персанова, раннего И.Е.Репина, хранящихся в разных музеях. Портрет А.И.Головченко оставляет впечатление скромности, доброты и спокойствия. Это подчёркивает и цветовая гамма портрета, построенная на сочетании зеленовато-серых и красно-коричневых тонов. Белый цвет воротничка оттеняет красоту неярких красок и помогает выделить лицо.

 

Художественная среда Чугуева и впечатления реальной действительности определили характер исканий И.Е.Репина в ранней юности. Он писал иконы, портреты своих родных и знакомых: матери, отца, сестры матери – Аграфены Бочаровой, дядей Бочаровых – Фёдора и Дмитрия, делал зарисовки с натуры. Работать с натуры маленькому художнику посоветовал Л.И.Персанов, перед талантом которого юный Репин преклонялся. Он подвёл однажды мальчика к окну, выходящему на Донец: «Вот видишь: вода и лес над водой. Вот так и надо рисовать – прямо с натуры».

 

В экспозиции находится икона юного Репина «Христос в терновом венце», предположительно датируемая 1858 годом. Она была найдена у родственников друга художника – столяра-краснодеревщика З.Я.Жарко. На иконе изображён Христос на пути к Голгофе, с крестом на плече. Фигуру Христа скрывает красный плащ; тонкой рукой он придерживает крест, едва выступающий из густой тени. Ярко освещено лицо с тёмными печальными глазами и лбом, израненным шипами. Икона начинающего художника ещё не совсем правильна по рисунку, но в ней умело использованы возможности светотени и цвета, и главное, И.Е.Репин уже в то время сумел передать в образе сложное выражение человеческого страдания.

 
 

В 15 лет И.Е.Репин был известным в округе мастером и вместе с артелями иконописцев и ремесленников работал по подряду в сельских церквах. Такие поездки давали массу интересных наблюдений и приучали к систематической и серьёзной работе. Об этом периоде жизни и творчества художника напоминают экспонируемые краски, кисти и краскотёрка, которыми пользовались чугуевские иконописцы; оклады икон, детали разных деревянных украшений, позолоченные элементы декора, формы для отливки из белой речной глины, сделанные местными мастерами.

  

Талантливый юноша мечтал получить  специальноенастоящим художником. Единственной высшей художественной школой в России была Петербургская академия художеств. И.Е.Репин знал, что в Академию уехал из Чугуева Л.И.Персанов. Работая в с. Сиротино  Воронежской губернии в1863 году, И.Е.Репин впервые услышал о Н.И.Крамском, уроженце Острогожска, несколько лет назад поступившем в Академию художеств.     Рассказы земляков об успехах Крамского в Петербурге укрепили юношу в намерении уехать в северную столицу. Осенью 1863 года, получив деньги за работу в сиротинской церкви, И.Е.Репин отправился в Петербург.

  

Начинается новый этап в жизни и творчестве одарённого юноши, становление его как великого художника.

В книге «Далёкое близкое» И.Е.Репин вспоминает, с каким волнением он пришёл ранним осенним утром к Академии художеств и долго стоял у сфинксов. На картине П.П.Верещагина «С-Петербург. Вид на Академию художеств», которая экспонируется в музее, изображены набережная Невы и здание Академии.

  

Чтобы получить необходимую подготовку, И.Е.Репин поступил сначала в рисовальную школу Общества поощрения художников, где сразу заметили талант юноши. А в 1864 году осуществилась его мечта: он стал учеником Петербургской академии художеств.

 

Академическое преподавание того времени было казённым и далёким от жизни. Ученики, как правило, должны были писать картины на мифологические или религиозные темы. Большие требования предъявлялись к рисунку. И.Е.Репин получил всё лучшее, что могла дать академия: безукоризненное знание рисунка, основы живописной техники, умение компоновать картину. В годы учёбы он сблизился  с оказавшим на него большое влияние художником И.Н.Крамским и художественным и музыкальным критиком В.В.Стасовым. Ближайшими друзьями И.Е.Репина были Н.И.Мурашко, впоследствии известный украинский художник и педагог, и скульптор М.Антокольский. Среди учеников Академии художеств было много украинцев. Общение с ними помогало Репину чувствовать непосредственную связь с Украиной, по- новому оценить свои детские и юношеские впечатления.

 

За время обучения И.Е.Репин трижды (в 1866, 1867 и 1868 годах) приезжал  в Чугуев. Особенно плодотворным было лето 1867 года. Репин сделал множество рисунков, набросков, портретов, в том числе портрет матери и брата Василия. В них отчётливо проявились наблюдательность, одарённость и темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для её образной характеристики.

 

В шестнадцати верстах от Харькова, в селе Тишки, выполняя по заказу иконописные работы, И.Е.Репин начал собирать материал для картины из крестьянской жизни: делал зарисовка крестьян, занятых на косовице. Тема труда, тема народа влекла художника уже в то время, задолго до создания знаменитой картины «Бурлаки на Волге».

 

Подходила к концу учёба в академии. Конкурсную работу И.Е.Репин писал на религиозный сюжет, определённый советом академии, - «Воскрешение дочери Иаира». Художник долго не мог увлечься темой, но воспоминания о рано умершей в Чугуеве любимой сестре Усте внесли в картину согревшее её живое чувство. Работа была удостоена Большой золотой медали, которая давала право на шестилетнее пребывание и обучение за границей за счёт Академии художеств.

 
 
 

В мае 1873 года И.Е.Репин с женой Верой Алексеевной и дочерью Верой уехал в Италию, затем – во Францию. В то время он был уже известным художником: его картина «Бурлаки на Волге» (1873 год, Русский музей),

обличающая эксплуатацию народа и, вместе с тем, утверждающая скрытую в нём силу и зреющий протест, стала новым явлением в русской живописи. Картина экспонировалась в 1873 году на международной выставке в Вене,  была приобретена у автора великим князем Владимиром Александровичем и находилась в его дворце.   С начала 70-х годов И.Е.Репин выступал как художник-демократ. Он отстаивал принципы народности художественного творчества, боролся против далёкого от жизни академического искусства. За границей И.Е.Репин ясно осознал себя художником русской школы живописи. Из Парижа он писал, что много увидел нового и интересного, но учиться у французов опасно – можно обезличиться, нужно работать по-своему, на родной почве. Во Франции он написал картину «Садко в подводном царстве» (1876 год, Русский музей), воплотив в ней свои думы о родине. Художник скучал по родным местам. Пейзажи Нормандии и её старинные замки напоминали ему Украину. Он читал «малороссийские вещицы» Н.В.Гоголя, компоновал картины на темы из украинской истории, писал «Украинку» и «Украинку у плетня». Через три года, раньше положенного срока И.Е.Репин возвратился в Россию.  В своей дальнейшей работе художник неоднократно обращался к украинской тематике.

  

Особое место в его творчестве занимает картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».      

В мае 1873 года И.Е.Репин с женой Верой Алексеевной и дочерью Верой уехал в Италию, затем

обличающая эксплуатацию народа и, вместе с тем, утверждающая скрытую в нём силу и зреющий протест, стала новым явлением в русской живописи. Картина экспонировалась в 1873 году на международной выставке в Вене, 

 

Особое место в его творчестве занимает картина «

        Находясь в гостях у своего друга Саввы Мамонтова в Подмосковном имении Абрамцево, И.Е.Репин услышал историю о том, как турецкий султан Магомет 4 обратился к запорожцам с письмом, в котором призвал их к покорности. Ответное письмо запорожских казаков было наполнено иронией и издёвками.  Момент сочинения этого письма решил изобразить И.Е.Репин в своей картине. 

     

Там же, в Абрамцево, в 1878 году появился первый эскиз будущей картины. 13 лет продолжалась работа  над этим живописным произведением. Репин сделал множество этюдов и рисунков с изображением украинских пейзажей, предметов вооружения и быта казаков, типов людей, которые напоминали художнику о героической борьбе украинского народа  за свою независимость.

   В экспозиции представлен рисунок И.Е.Репина «Казак». Он выполнен несколькими беглыми штрихами. Голова более детализирована, плечи, торс, руки едва намечены уверенными линиями, точно передающими форму. И.Е.Репин охотно иллюстрировал произведения на украинские темы. В музее находится офорт его работы «Запорожец за Дунаем». В этой же комнате экспонируются фотокопии последних работ И.Е.Репина, посвященных Украине: «Черноморская вольница» и неоконченная картина «Гопак», которую художник хотел посвятить памяти композитора М.П.Мусоргского, чьё творчество считал глубоко народным.  Художник мечтал поселиться в Чугуеве, создать свободные художественные мастерские под названием, памятным ему с детства, - «Деловой двор». Он надеялся, что мастерские станут центром развития народного искусства Украины. По замыслу художника, здесь должны были готовить живописцев, скульпторов, мастеров прикладного искусства. Предполагалось создать такие мастерские, как керамическая, позолотная, резьбы по дереву декоративного панно, ткацкая, литейная, токарная и столярная. Школа должна была содержать учеников бесплатно, иметь практическое назначение и выполнять заказы населения. Полный творческих планов и надежд, в июле 1914 года И.Е.Репин приехал в Чугуев.

  Приближался семидесятилетний юбилей художника и в честь этого события городские власти выделили для строительства «Делового двора» шесть десятин земли в лучшем месте города – над Донцом. Но школа так и не была построена – началась первая мировая война. Да и сама идея создания свободной школы на началах самоокупаемости была утопичной для того времени.  В музее экспонируется план «Делового двора». Рядом -  образцы прикладного  искусства Украины, о развитии которого так заботился великий  художник: гончарные изделия, вышивка, выполненная традиционным на Украине «крестиком», элементы украинского народного костюма и старинный мужской украинский костюм, в котором И.Е.Репину позировали натурщики, когда художник работал над произведениями, посвященными Украине. Приезд И.Е.Репина в Чугуев в1914 году был последним.

   Во время пребывания за границей И.Е.Репин увлёкся графической техникой офорта и выполнил несколько произведений, в том числе «Портрет художника Шиндлера», «Итальянка в чепце», «В верхнем ярусе театра», оттиски которых были переданы в Чугуев Русским музеем.

   

 Из Третьяковской галереи поступил в музей живописный портрет Елизаветы Васильевны Сапожниковой, родственницы художника В.Д.Поленова. Заказной портрет выполнен И.Е.Репиным зимой 1880 года в Москве. Он написал Е.В.Сапожникову на фоне яркой ткани, в тёмном коричневато-лиловом платье, с розами в русых, гладко причёсанных волосах. Статная молодая женщина сидит в несколько напряженной позе, поворот её головы, осанка полны достоинства. Очень выразительно лицо с открытым лбом, надменной складкой полных губ, пристальными серыми глазами.

  С большой проницательностью психолога И.Е.Репин создал образ умной, холодной и властной женщины. Прекрасно написаны кружева, бархат платья, жемчуг, блестящий голубовато-зелёный атлас драпировки, руки, украшенные перстнем, лепестки роз. В портрете не чувствуется желания художника польстить модели, живописное мастерство служит правдивой характеристике образа. Другой женский портрет – дар Киевского музея русского искусства. Изображая на оранжевом фоне молодую женщину в белом с чёрными кружевами платье, художник стремился передать саму непосредственность и очарование жизни. Тонкая фигура женщины свободно расположилась в кресле, голова чуть склонена к плечу, темно-русые волосы, убранные в высокую причёску, рассыпались чёлкой по лбу. Взгляд тёмных глаз кажется живым, губы тронула лёгкая улыбка. Лицо с нежным румянцем написано бережно и тонко, а складки платья, кружево, темно-вишнёвый шёлк обивки кресла – широкими пастозными мазками. С поразительным мастерством прирождённого колориста художник соединяет в праздничную гармонию яркие краски. Сочетание белого, чёрного, тёмно-вишнёвого, оранжевого, подчёркнутого несколькими мазками синего цвета, создает красивый цветовой аккорд.  Долгое время не было известно, кто изображён на этом портрете. Исследования, проведенные сотрудниками музея-усадьбы И.Е.Репина «Пенаты» Е.В.Кириллиной и О.Н.Владимировой, осветили ещё одну страницу творческой биографии художника. Как оказалось, на портрете изображена ученица И.Е.Репина – Марианна Владимировна Верёвкина. Написан портрет в Петербурге в1888 году.  В этой же к