История Луганских евреев.

Пустившись по белому свету, готовый к любой неизвестности, еврей заселяет планету, меняясь по образу местности. Игорь Губерман.

Что мы знаем об истории проживания евреев в Луганске? – Практически ничего. Сложно припомнить хотя бы один материал на эту тему в местной прессе за последние несколько лет. Да и в изданиях, претендующих на статус учебной и научной литературы, данный вопрос как-то стыдливо обходится стороной. И даже в широко разрекламированной «Истории Луганского края», среди соавторов которой значится фамилия такого именитого краеведа как А.С. Ефремов, мне не удалось выудить ни одной статистической справки о национальном составе нашего края с 1795 по 1917 год. Недостаток информации восполнялся в основном за счет исследования документов Госархива Луганской области (ГАЛО), за что руководству отдельное спасибо.

Как Абрам стал Андреем или кое-что о еврейских фамилиях

Все дружно в России воздели глаза и в Божье поверили чудо, как пылко целует теперь образа повсюдный вчерашний Иуда. Игорь Губерман.

Для каждого из нас есть свой еврей. Для кого-то это внимательный и знающий врач, а для ко-го-то злобный начальник, мелочные придирки которого усугубляются в сознании подчиненных осознанием факта инородческого происхождения.

Как бы там ни было, все мы хоть раз сталкивались с представителями этого вездесущего племени. В 1796 году в поселке при Луганском литейном заводе жил один еврей (на несколько сот жителей). Кем он был и какими ветрами его занесло в нарождающийся город над Луганью – тай-на, покрытая мраком. Однако очевидно, он здесь прижился, а поскольку трудно представить себе его одного, вскоре наш город постепенно стали заполнять его многочисленные и шумные еврей-ские родственники. Вот так, или почти так, с известной долей художественного преувеличения, началась история еврейского заселения Луганска.

В течение следующего столетия они периодически «проскакивают» по страницам архивных документов. Более-менее постоянную картину еврейской жизни обрисовывает метрическая книга еврейской общины, в которой фиксировались рождения и смерти ее членов приблизительно с 1878 года. Старостой еврейской общины в то время был некий Давид Вендерович, а раввином – Иоффе.

В последнее двадцатилетие XIX века гораздо больше информации о Луганских евреях. Со-гласно данным всероссийской переписи населения 1897 в Луганске проживало «2109 человек иу-дейского вероисповедания». 20% от общего количества тогдашних горожан. Неплохой прирост, за 20 лет, не правда ли?

Откуда появились эти 20%? Конечно в основном за счет пришлых евреев. Из каких мест они приезжали к нам? Большинство были выходцами из Могилевской, Черниговской, Винницкой, Полтавской, Минской губерний империи. И уж совсем чуть-чуть из Киевской, Таврической и Хер-сонской. Ехали Фрейманы, Лифшицы, Роднянские, Шендеровичи, Гусманы, Кривошеевы, Эдель-маны….

Ехали Абрамы, Срули, Евели, Песи, Хаи, Сары… Ехали, чтобы укорениться, прижиться и на новом месте заняться старыми гешефтами. Неважно будет это лавка, кожная мастерская или банк. 

Еврейскую среду в конце XIX века составила и значительная группа «турецкоподданных» одноплеменников. Интересно, не из их ли числа был воспетый в «12-ти стульях» отец О. Бендера?

Статистика тех лет фиксирует частые случаи перехода евреев в православие. Нет, конечно православными становились и магометане, но не так рьяно и массово. Метрические книги Казан-ской и Соборно-Николаевской церквей содержат графу «присоединение к православной вере». И фамилий тут столько, что разбегаются глаза и опускаются руки: а ну-ка, попробуй все это перепи-сать! Поэтому приведу лишь несколько наиболее ярких примеров. В1893 году принял таинство святого крещения некий «турецкоподданный» Шмуль Залманович Виттенштейн вместе с женой и семью детьми, старший из которых – Сруль – перевоплотился в Леонтия. Не менее чудесная мета-морфоза произошла после крещения по чину православной церкви с дочерью солдата Моисея Вендеровича «девицей Хаей Иге», ставшей во Христе Татьяной. Крестились «Дойра Поташинская и ее муж Шмуйко»; «дочь мещанина Якова Цкловера 15-летняя Хая»; «Самуил Моисеевич Арен-ков». И никого уже не удивляло, что какой-нибудь Гирш Вигдорович Уманский, входя в церковь правоверным иудеем, выходил из нее истинно русским православным человеком Григорием Вик-торовичем. И, поскольку детекторов лжи тогда не существовало, а новообращенным чадам Рус-ской Православной Церкви никто в душу не лез, об искренности их обращения сказать что-либо определенное попросту невозможно. Что интересно, во многих случаях поручителем выкрестов, дававшим им свое имя, был известный луганский купец С. Васнев. Не менее удивительным был и тот факт, что, несмотря на массовое крещение луганская еврейская община не редела.

Синагоги и торговля

Евреям доверяют не вполне и в Космос не пускают, слава Богу, евреи, оказавшись на Луне, устроят и базар и синагогу. Игорь Губерман.

В начале XX века в Луганске функционировали две синагоги. Анналы сохранили и фамилию раввина – им был некий И. Цвейфель. Поскольку жизнь всякого верующего иудея начинается с обрезания, сей ответственный во всех смыслах обряд, с разрешения раввина осуществляли Герш Шлемович Робсман, а после него – Мейр Срулев Левитан.

Демографическая ситуация была у луганских евреев благоприятная. В среднем за год их умирало от естественной смерти до 50 человек. Рождалось же гораздо больше. Случались и разво-ды. Инициатива чаще всего исходила от жен, и в качестве причины нередко указывался «неустой-чивый и развратный характер мужа».

Общее православное окружение, судя по всему, ничуть не отягощало еврейскую общину. Ев-реи были свободны как в своей вере и исполнении ее обрядов, так и в демонстрации прочих своих «национально-культурных особенностей». Дело доходило до того, что изданный в 1912 году «Весь Луганскъ в кармане. Адрес-календарь и справочная книга города и окрестностей» (нечто вроде «Желтых страниц» того времени) содержал целый раздел под названием «Иноверческий ка-лендарь», где приводятся все наиболее значимые иудейские праздники – тут тебе и Пурим и Рош-Га-Шана и Йом-Кипур и Ханука.



Несмотря на то, что луганские евреи уступали по численности и украинцам и россиянам, существовали целые отрасли городской жизни, где они безраздельно до-минировали. Например, бизнес. Начнем, пожалуй, с банков. Управляющим Азовско-Донского Коммерческого банка был П. М. Гольдштейн, доверенным лицом Я. Л. Вендерович, помощниками бухгалтера: Варшавский, Фридлендер, Плацман, Шнирлин... Управляющим Санкт-Петербургского банка был М. А. Бромберг, бухгалтером – Кицис.



Упомянутый выше П. М. Гольдштейн был к то-му же еще и управляющим Мелкого ссудо-сберегательного товарищества.

В еврейских руках была и перерабатывающая промышленность. Так, в начале XX века в го-роде существовало два пивоваренных завода. Одним владели Я. Прусский и В. Ефимов,





другим – братья Ольховы.





Аптеки в Луганске держали Бернславский, Гершенштейн, Аптекман.




В Земской больнице работал врачом Заликман, в больнице завода Гартмана – Кац и Фридман. И это – не считая великого множества частнопрактикующих евреев-дантистов, гинекологов, представителей других «хлебных» специальностей.

Зарабатывая деньги на чужих, еврейские врачи не забывали и о «своих». Так, в городе дейст-вовала Амбулатория общественного пособия бедным больным евреям, которой руководил И. Д. Заславский.



Показательно, что кроме нее в Луганске не было ни одного медицинского учреждения, где помощь больным оказывали бы по национальному признаку.

Но идем дальше. 1912-й год – время расцвета еврейских бизнесменов в Луганске. Братья Шахновичи торговали мукой, пшеном и крупами. Венгеровские держали хлебопекарню, дамские наряды шили Б. Ривкин, И. Рабинович, еще с десяток других портных, эксплуатировавших наемный труд местных женщин-работниц. Уманский и Мизгальский владели парикмахерскими, Браславский торговал велосипедами и граммофонами, Хухлович,– готовым платьем,





Кицис, Лозовой и Бердичевский занимались страхованием.

Ну и так далее. Забавно, но все вышеприведенные данные взяты из уже упоминавшегося справочника «Весь Луганскъ в кармане», изданного в типографии... И. С. Житомирского!



В этом же издании приводится статистика за 1911 год: население Луганска составляло 61.400 душ, из ко-торых евреев было 5.554. Меньше 10 %, но зато какая активность! Прямо по Губерману: «Всегда еврей легко везде заметен/ еврея слышно сразу от порога, /евреев очень мало на планете,/ но каж-дого еврея – очень много».

 Печать, школа и культура

Больной вопрос – пресса. Редкий антисемит не прохаживался во все века – от изобретения Гутенбергом печатного станка и до наших дней на тему «засилья евреев в СМИ». Похоже, что до-революционный Луганск дает обильную пищу для подтверждения подобного «неполиткорректно-го» мнения. В городе выходило шесть газет и лишь в одной из них – «Листке объявлений Славя-носербского земства» редактором был нееврей – председатель Земской Управы. Что же представ-ляли собой остальные? Редактором-издателем ежедневной «Донецкой жизни» был Л. Ю. Гипш-ман; «Донецкий бассейн» издавал и редактировал А. И. Гуревич. Остальная луганская пресса была не менее кошерной – так, еженедельный журнал «ГАПРОХИМЪ» издавался и редактировал-ся...луганским общественным раввином И. М. Левнером, Еженедельный детский журнал на рус-ском языке для еврейских детей «Цветник Иудеи» выходил под редакцией И. С. Житомирского. Еще один детский журнал с довольно таки странным, учитывая географию и историю Луганска, названием «Южный Израиль» издавал Лейфер. Кроме того, Лейфер издал (см. Российская Госу-дарственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rsl.ru/) в 1910 году легенду «Светозарный Херувим» в изложении общественного раввина города Луганска И.М. Левнера. Из-давались книги по истории еврейства и в других типографиях г. Луганска: С.М. Гаммерштейна и И.С. Житомирского. Самая забавная, наверное, книга «Правдивое слово истинно русским людям о евреях и их учении» автора И.М. Левнера (1907,1909). Увы, всех этих книг не найти сейчас в Луганске. Так что мнение об их содержании можно сделать только из названия. А жаль! Хотелось бы их прочесть. К примеру, вот эту: «Отечественная война 1812 г. и евреи». Хотя… в принципе все мотивы этих книг можно найти у Дугласа Рида в «Споре о Сионе».

Но вернемся в Луганск начала XX-го века. Существовали в городе и еврейские учебные заве-дения разных уровней – как принадлежавших городской еврейской общине, так и пять частных (владельцы Цук, Мальская, Гуситинская, Спицерова, Рагинский). 

Светская еврейская культура развивалась в рамках еврейского литературно-художественного общества. Известно, что в 1912 году «временно исполняющим обязанности» его председателя был И. Г. Борштейн. Луганское еврейское литературно-художественное общество издавало много литературы. (см. Российская Государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rsl.ru/). Например, сочинение общественного раввина г. Луганска Израиля Моисеевича Лев-нера «Синайская пустыня», 1909; его же рассказы «1. Аман; 2. Юдофоб; 3. Луч Божий», 1909; «Ра-зоблачение тайн», 1912. То же общество издало в 1907 году исторический рассказ о временах Маккавеев «Забытый герой» (автор – А.Б. Ривлин) Известно и руководство еврейской общины тех лет. Старостой был пивоваренный предприниматель С. И. Ольхов (старший), ученым И. М. Лев-нер, а казначеем Г. Г. Фантиктиков. Стоит ли говорить, что и фотографы в Луганске почти пого-ловно были евреями. Уманский, Матусовский, Юхнов, Чуюн. Как видим, пресловутая «черта оседлости» нисколько не мешала им и тысячам их одноплеменников жить, работать, учиться и посещать синагоги. 

Настолько не мешала, что в многократно цитированном выше справочнике «Весь Луганскъ в кармане» (1912 г.) украинские и русские фамилии встречались разве что в разделах «Полиция», «Госучреждения» и «Суды».

Евреи во власти

Случайно ли во множестве столетий и зареве бесчисленных костров, еврей – участник всех на белом свете чужих национальных катастроф?Игорь Губерман.

Грянул февраль 1917-го, принеся народам Империи свободу. Вскоре, однако, выяснилось, что (прямо по Оруэллу) «все животные равны, но некоторые – равнее». Из политических партий, действовавших в Луганске в революционном 1917-м, выделялись созданные по национальному признаку «Бунд» – еврейская рабочая партия, партия еврейских социалистов, не говоря уже о ев-рейских по сути, а не по названию, большевиках. Одна из перечисленных партий между Февралем и Октябрем даже издавала газету. Называлась она красноречиво - «Еврейский социалист». Чем не аргумент для белогвардейской пропаганды тех лет о «еврейской революции»?

Сделав отступление, скажу, что в Луганске между 1905-1917 гг существовал, как и во всей России, «Союз истинно русских людей». Однако местные «реакционеры-черносотенцы» не только не имели собственных газет, но даже погромы устраивали реже, чем в других городах Российской империи. Кстати, клуб «истинно русских» располагался в здании, где сейчас находится городской музей истории и культуры Луганска (по иронии судьбы, располагается он на улице ненавидимого черносотенцами еврея К. Маркса).

Но вернемся к еврейскому участию в революции. Известен факт, что наш знаменитый земляк К. Е. Ворошилов, будучи одним из лидеров луганских большевиков, встречался с одним из лиде-ров еврейской буржуазии Луганска Соломоном Вендеровичем, причем последний жертвовал деньги на Ленинскую партию. В обмен на щедрость ворошиловские рабочие дружины защищали еврейскую буржуазию от погромов.

И если Февраль снял всякие ограничения на участие организованного еврейства в управле-нии государством, то после Октября влияние евреев на власть, а вместе с нею – на общественную и культурную жизнь, выросло в геометрической прогрессии. Не стал исключением и Луганск. Первыми комсомольцами города стали достойные молодые носители таких фамилий, как Эскин, Горин, Смокин, Левин, Либерман. Чем же занимались комсомольцы Луганска? И те, первые, и их последователи активно участвовали в насаждении безбожия в православной стране, боролись с «буржуазными предрассудками и пережитками». Особо отличились в начале тридцатых. Вот, что мы находим в воспоминаниях о тех днях: «После митинга они направились на ближние земельные участки кулаков ... Кулаки, вооружившись вилами, топорами и с криками: «Захватчики, долой с нашего поля!» бросились разгонять молодежь. Закончилось же все с истинно комсомольским за-дором: «Озверелую кулацкую ватагу» отважные комсомольцы разогнали с помощью винтовок». О голодоморах 1921-1922, 1932-1933 теперь знают все. Думаю, понятно, чем на самом деле занима-лись «отважные» комсомольцы. Именно евреи заняли все уровни власти в первые десять лет со-ветской власти. Неудивительно поэтому, что сталинская чистка партии и госаппарата в 1937-м го-ду катком прошлась более всего по представителям этого народа. Два небольших примера: были репрессированы директор театра оперы и балета Гольцман и зам-редактора «Луганской правды» Альхимович. Но это будет в 1937-м. Пока же на дворе 1923-й. На дворе начало НЭПа и в Луганске функционируют целых три синагоги. Что, правда, не мешает еврейской общине города время от времени делать запросы в окрисполком об открытии… четвертой! Справедливости ради следует сказать, что власти всегда в этой просьбе отказывали. Но как бы там ни было, других «ущемле-ний» луганские евреи (а их тогда в городе проживало более 7 тысяч) (9 % от общего количества горожан) не испытывали. Всего в городе в тот момент насчитывалось 80 тысяч жителей.

Время шло. Закончился НЭП. И вот в 1929 году одна из луганских синагог была закрыта. Имущество ее было описано, а здание передано под клуб (по одним сведениям это был клуб ев-рейских кустарей, а по другим – клуб по обслуживанию нацменьшинств).

К1935 году в Луганске были закрыты оставшиеся две синагоги. Тем не менее, общественное по¬ложение евреев в этом же году было настолько прочно, что в репертуаре театра оперы и балета с успехом шла опера «Жидовка».

Впереди был 1937-й и война...

«HЕ ЗАБУДЕМ, HЕ ПРОСТИМ!»

Ворошиловград был оккупирован немцами 17 июля 1942 года. Как и везде на оккупирован-ных территориях, в нашем городе начались облавы и выявление коммунистов, комсомольцев и евреев. Зачастую, это были одни и те же лица. Еврейская жизнь замерла. 

Общеизвестен факт массового расстрела луганчан 1 ноября 1942 года. Было убито около трех тысяч человек, из которых большинство будто бы составляли евреи. При этом, ни в одном истори-ческом труде или учебнике не дается строгое процентное национальное соотношение невинно убиенных.

По приходу в Ворошиловград Красной Армии (1943 г) некоторые тела убиенных на Острой Могиле были опознаны. Однако многих так и не опознали. Был составлен акт «о злодеяниях гит-леровцев», в котором указывалось, что большинство расстрелянных составляли евреи. А сколько их было? Вряд ли кто-нибудь может дать точный ответ на этот вопрос. Тем не менее, монумент стоит. Правильно стоит. Только память не должна быть выборочной. Иначе мы рискуем повторить историю Бабьего Яра, в котором расстреливали всех, а памятник стоит только евреям.

P.S.

Гершенштейн Исаак Гершевич - аптекарский помощник. 15 марта 1918 г. купил дворовое ме-сто в Харькове по ул. Девичьей № 2. Жена Хая-Сара Ицхоковна. Дочь Ревека родилась 8 июля 1900 г. в г. Луганске.

Гурович, М. И. - известный провокатор. По профессии помощник провизора; имел аптекарский магазин в г. Луганске. В конце 80-х годов за участие в революционном движении был сослан в Сибирь. По возвращении из ссылки поступил секретным сотрудником в петербургское охранное отделение. Гуровичу удалось завязать широкие связи с петербургскими социал-демократами. С провокационными целями он становится издателем первого легального социал-демократического журнала "Начало". В 1902 г. Гурович был разоблачен. Год спустя он был назначен заведующим галицийской и румынской агентурой. Вскоре он выехал обратно в Петербург и здесь стал играть видную роль в департаменте полиции и охранном отделении, ведя вместе с Рачковским наблюдение за революционными организациями в Петербурге. За предотвращение готовившегося эсерами покушения на Булыгина и Трепова Гурович был назначен начальником канцелярии по политиче-скому сыску на Кавказе. В этой должности он пробыл до 1906 г., когда вследствие разлада с начальством должен был уйти в отставку.

Автор: А. Маркевич. ред.:Д. Сергиенко.