Снежная «машина времени»(из газеты "Наша газета")


Наша газета
четверг
18.02.2010
№18
(3145)
стр.21



 

Снежная «машина времени»


Заявляя на редакционной планерке тему о снежном проекте луганчанина Дмитрия Сергиенко, была уверена, что нынешняя зима войдет в историю как стартовая площадка. Ошиблась. Оказывается, идею создания фигур из снега он воплощает с 2005 года (о детском опыте создания снежных баб упоминать, конечно, не будем). Именно тогда в центре Луганска появились первые снежные скульптуры, созданные усилиями жителей дома № 4 по улице Фрунзе под вдохновленным руководством Дмитрия.


Желание же попробовать себя в снеготворчестве родилось у нашего героя еще раньше — во время учебы в художественной академии им. И.Е.Репина в Санкт-Петербурге. Во время прогулки по заснеженному центральному парку северной столицы России они с друзьями решили слепить снежную бабу. И сами тут же осеклись — художники они или нет, неужели не смогут сотворить что-то неизбитое? Так аллеи парка получили необычные снежные скульптуры, а будущие живописцы — бесценный опыт работы со снегом. Но самым главным фактором в том, что это событие отложилось надолго в памяти и впоследствии получило развитие, стал вид «оплавившихся» за неделю фигур под воздействием солнца, дождя и просто перепадов температуры воздуха.

— Этот момент — вид «опаленной», подтаявшей фигуры, и зафиксировал в голове, — сделав характерный жест рукой, наш собеседник продолжил:«Мне этот момент был интересен в сравнении с каменными скульптурами, простоявшими на ветру тысячу лет, и теперь несущими печать времени. Ведь они были когда-то идеально сделаны, покрашены, а сейчас — совсем другие. В случае же со снежными фигурами эти преобразования, изменения можно наблюдать в течение суток. Своеобразная машина времени».


Опыт тот вкупе с родившимися тогда мыслями-сравнениями пригодился уже в Луганске, когда подходящая для лепки погода и выпавший снег пробудили в Дмитрии Сергеевиче (на тот момент уже преподавателе Луганского колледжа культуры и искусств) желание выйти во двор многоэтажного дома и начать лепить фигуру. К нему присоединились такие же увлеченные друзья и знакомые, просто вспомнившие детство. Постепенно из зрителей, наблюдающих за картиной из окон своих теплых квартир, на «сцену» событий переместились и соседи. Работа закипела еще активнее. Ну а поскольку мороз и деятельность на свежем воздухе не только румянят щеки, но и разжигают аппетит, то уже вскоре появились и термос с горячим чаем, и бутерброды, ну и все остальное. Нежданно-негаданно получился веселый зимний праздник.

— Пока катали шары, все дружно взбодрились, воодушевились! Нашли общие темы, общих знакомых. Молодежь радуется. И здесь я понял, что людям, живущим в многоэтажках и вообще в большом городе, не хватает элементарного общения, они по нему соскучились. А подобная совместная работа позволяет познакомиться друг с другом, с соседями, как это ни парадоксально, может быть, звучит. Ведь если человек не общается, не дает выход своим эмоциям, то вырабатывается злость ко всем и вся, которая может выплеснуться на пассажиров в транспорте, на покупателей в магазине. Да мало ли где! — как педагог Дмитрий ясно осознал серьезность социальной проблемы и решил, что при случае надо повторить совместные вылазки. (В этом месте наш собеседник вспомнил эпизод, когда во время пожара, приключившегося несколько лет назад в их доме, соседи толком и не знали, кто живет на том или ином этаже, могут ли в это время там находиться престарелые люди, дети, животные, требующие помощи. Вот такие они, «прелести» нашего общения).

А результатом первого опыта стали сфинкс и кресло фараона, украсившие двор. Не было отбоя от желающих сфотографироваться на память. Все проекты имеют свои названия.

Второй арт-проект состоялся на следующий год и совпал с Днем Влюбленных, поэтому задумка была сделать большое сердце, а посредине — проем, удобный для фотографирования парочек. Но! В нашей стране даже в таком деле, как творчество, приходится ориентироваться на политику. А поскольку в тот период шла очередная выборная кампания и одна из политических сил имеет похожий символ, то Сергиенко никак не хотел давать повода для разговоров на тему — «так вот ты кого поддерживаешь!». Но этого, увы, не удалось избежать. К тому же это сейчас Дмитрий методом проб знает, какие краски надо использовать, чтобы они не замерзали быстро, как наносить их. А тогда получилось не совсем то, что задумывал автор. Но опыт есть опыт, его никуда не денешь.

Потом был снежный проект «Дельфин» (здесь применялись новые краски, которые светились под вспышками фотоаппаратов даже ночью, когда все хотели запечатлеть на память только что созданное чудо). То есть Дмитрий проявил себя не только как художник, но и как экспериментатор-исследователь. Потом городскую улицу украсили «Кот и мышка» (на их создание подтянулись не только соседи по дому, но и жители ближайших домов, улиц, ведь слух разнесся далеко), «Принцесса» (правда, изначально задумывалась скульптура «Снежная королева», но из-за отсутствия лестницы пришлось перестраиваться на ходу. Но самодеятельные «скульпторы» приехали даже из Камброда). Все это очень радовало Сергиенко, поскольку мечты сбывались: «Я хотел собрать людей — собрались. Хотел, чтобы они общались. Получилось».

Нынешняя зима ознаменовалась уже двумя проектами: «Океан» и «Гонки в догонки» (пока только первая часть, вторая — в зависимости от снега в дальнейшем). Кстати, именно во время «Гонок» реализовалась еще одна мечта, которую Дмитрий задумывал где-то очень глубоко в сердце: для создания скульптур пришли «от пионеров до пенсионеров». Представляете, как здорово! И дедушка стариной тряхнул, и внучка вдоволь со снегом наигралась. Например, увидев увлеченно катающих шары взрослых, десятилетние мальчишки сначала робко подошли с вопросом: «А что вы здесь делаете? Соревнования?» А в глазах: прогонят — не прогонят? «Не теряйтесь, а присоединяйтесь», — подбодрил их Дмитрий. Настроение у мальчишек тут же изменилось, и они включились в работу. Получается совместная работа, где каждый своим участием вносит посильную лепту: СОтворчество, СОтрудничество. Чем больше людей приходит, тем больше проект становится по размерам. К слову сказать, некоторые присоединились к проекту, прочитав приглашение Дмитрия в Интернете на «Луганском портале Топ».



И даже если не все участвовали в процессе катания снежных шаров, а просто стояли и разговаривали между собой, главного организатора устраивал и такой расклад. «Вот это мне и нужно было!» — не сдерживал эмоций Дмитрий. Летом-то, может быть, и посидят соседи на лавочках да косточки перемоют молодежи, а зимой из квартир людей можно было вытащить только чем-то необычным. Этим необычным и стали снежные проекты Дмитрия Сергиенко.



Но не надо думать, что процесс создания скульптур пущен на самотек, мол, кто что придумал, то и лепит. Нет, все имеет свой четкий расчет. Причем задумки рождаются в один год, а воплощаются лишь в следующем. Так, например, было с проектом «Океан»: он был задуман в марте прошлого года, а появился лишь в декабре.

— Эскизы рождались прямо здесь, на этом столе, на глазах у моих друзей, — стучит по столу в своей мастерской Дмитрий. — Мне хотелось сделать такую скульптуру, чтобы внутри нее можно было фотографироваться, а на снимке бы это выглядело так, как будто под водой. И только лишь потом приступаем к работе.

Здесь есть нюанс, главный — снег должен быть подходящим для лепки. То есть учитывается влажность воздуха и состояние снега, его рыхлость, потому что материал для фигур должен быть плотным, иначе много усилий уходит на его сбивание. Все скульптуры состоятся из накатанных шаров и залепленных снегом пустот. То есть набирается форма под задуманную фигуру, и потом идет ее обрезка. Немало времени уходит и на расчистку площадки, чтобы скульптуры хорошо смотрелись.

Дмитрию хочется, чтобы среди создателей снежных див появились еще профессиональные художники, ибо одному человеку тяжело осилить такой объем работ. Например, фигуры «Гонки в догонки» (самого большого проекта из всех состоявшихся) Дмитрий вырезал семь часов, и он же их раскрашивал.

— Семь часов на улице без перерыва?!

— Чтобы выпить чай или кофе, у меня уходило около минуты. Одежду поменять было некогда. Понимаете, когда находишься в состоянии такого хорошего куража, эйфории, просто забываешь о времени. Начался проект в полдвенадцатого дня, а к заключительной фотосессии мы приступили в восемь часов вечера.

Кстати, фотосъемка продолжалась и на следующий день, тем более что под воздействием дождя фигуры стали особо красивыми. На языке вертелся вопрос — а не жалко ему своих творений, так скоро прекращающих свою жизнь не только из-за погоды, но и от рук (а чаще ног) непоседливой детворы?

— Когда мне друзья звонят и сообщают, что кто-то там разрушил наши скульптуры, то я просто улыбаюсь, поскольку совершенно спокойно отношусь к такому исходу дела. Все так и было задумано: построили, сфотографировались на память, и до новых встреч.

Все, что Дмитрий Сергиенко задумывал до сих пор, получалось. Есть у него и нереализованная пока мечта: сделать снежный проект городским, чтобы где-нибудь в парке собирались горожане всех возрастов, со всех районов, а возможно, и пригорода. Неплохо было бы объявить конкурс скульптур, что лишь добавит азарт и дух соревнования. А город вполне мог бы обеспечить «исходным материалом», доставив машину снега. Будущие кандидаты в мэры, берите идею на заметку — пригодится!

Снежными фигурами любовалась Елена КОПТЕВА.

статья взята из http://www.nashagazeta.com.ua/