Путешествие на окраины Луганской области
Недавно услышав о церкви Кирилла и Мефодия в селеТишковка, что в Марковском районе, решил туда съездить. Будь-то архитектура этой цервки не совсем обычная для нашей Луганской местности. Определив место по карте, взяв в рюкзак воду, бутерброды и фотоаппарат, отправился к этому месту.
Дорога моя пролегала на Станицу, потом Городище и Беловодск, а там поворот на Новолымаревку, Кризское и Марковку. А уже оттуда недалеко и Тишковка. Погода стояла просто прелесть, солнечная, но не жаркая, как было совсем недавно. Проезжая мимо села Городище, обратил внимание на интересное возвышение, похожее на гору у села. А под горой виднелась церковь. Я решил к ней повернуть и посмотреть.
Случайность. Часть 1.
Оказалось это храм Покрова Пресвятой Богородицы. С одной стороны есть табличка о том, что это памятник архитектуры и кто его архитектор. Номера ин. не оказалось. Храм в плачевном состоянии, но центральный купол жив, даже на нем остался крест, чему был удивлен. Храм пяти купольный, построен из красного кирпича с прекрасным каменным фундаментом. Стены были покрыты, видно не везде, толстым слоем яично-клеевой штукатуркой с примесью мелкой крошки кварца. Стёкла и ржавые двери целы, заперты, внутрь я не попал. Снаружи,видимо,украшены росписями и фресками, на одной стене виден силуэт рисунка фрески. Через окно увидел, что внутри видны росписи, в следующий раз решил побывать там. Вокруг двор огорожен невысоким кованным забором с воротами. Возле храма есть две могилки, похоже священников. В целом вид храма в плохом состоянии, в некоторых местах большие утери архитектурного построения. Погуляв вокруг, я отправился дальше на север.
По пути был Беловодск и грех было не заехать не по фотографировать храм. Про этот храм много легенд, знаю две. Первая, то что, в своё время это был один из самых больших и богатых храмов Луганских земель. Там даже Над правой дверью надпись: «Придитъ комнъ вси труждающіяся иобременъши изаупокою вас». Таких надписей нет не одной церкви в нашем регионе. Внутри и снаружи все покрыто штукатуркой и покрашено. Когда-то, я был здесь маленьким, не было не куполов и стены были из красного кирпича. А внутри стояли баллоны с газом или их там продавали, уже не помню, давно было. А забыл, второе, это то, что в этом храме три клада нашли. Последний, в 80-х, был на миллион рублей. Вот такая история, но я уже двигался в направлении Лымаревского конного завода. Да, дорога после Беловодска стала заметно портится, двигаться пришлось не так уж быстро.
А в душе печаль расстройства. Часть 2.
Проехав Марковку с её интересным пейзажем, до Тишковки оставалось чуть больше 10 километров. От трассы, дорога асфальтированная, но сильно разбитая, приходилось ехать на третьей передаче. И вот Тишковка, село маленькое, а церковь находиться на возвышенности в стороне. Возле церкви, как мне показалось странным, оказалась школа, почта и дом культуры. Что же я увидел, смотря на церковь. Она в ужасном состоянии! Северный и южный выход разрушены, купола нет. Крыша местными умельцами вроде и перекрывается, но они при этом лепят её как попало изменяя архитектуру здания.
В целом того о чём говорили, что церковь будто бы имеет странное построение в архитектуре. Могу расстроить, ничего такого я не увидел. Архитектура здания церкви Кирилла и Мефодия полностью соответствует русскому классицизму конца 19-го века. В начале 20-го века это было модно, монастырь в Старобельске выполнен в том же архитектурном стиле, а также заброшенная церковь в селе Омельково, недалеко от Шульгинки.
выписка:
Во второй половине XVIII века господствующим архитектурным
стилем в большинстве европейских стран становится классицизм, сменивший барокко.В Украине в это время происходят важные события: воссоединение Правобережья, Брацлавщины и Волыни, освобождение обширных южных земель с выходом к Черному морю, завоевание Крыма. Заселяется Юг, основываются десятки новых городов: Одесса, Херсон, Николаев, Мариуполь, Мелитополь, Симферополь. Для всей Российской империи разрабатываются генеральные планы городов как старых, так и вновь создаваемых, с классицистической регулярной планировкой.
Классицизм в Украине проходит те же этапы, что и в России, а именно: ранний классицизм – 1760-1780 годы, время, когда формировались его особенности в России, в архитектурных формах еще отмечались барочные черты; зрелый или высокий – 1790-1830 годы; поздний – 1840-1850 годы, когда стиль начинает изживать себя, появляются черты архитектуры следующего периода.
В Украине классицизм ранее всего проявился в усадебной архитектуре, в крупных поместьях, в основном строившихся столичными петербургскими зодчими. В 1765-1771 годах в имении К. Разумовских в Почепе (ныне Брянская область) по проекту одного из родоначальников раннего классицизма Валена Делямота строится Воскресенская церковь, близкая по типу и характеру архитектуры к украинским церквям в Лемешах, Коропе и Глухове.Дворцовые постройки 80-90-х годов XVIII века уже полностью классицистичны. Таков собор Джакомо Кваренги в Спасо-Преображенском монастыре в Новгород-Северском (1791-1806 годы) – с обычными для классицистических церквей портиками перед входом, полусферическими куполами и гранеными башенками-колокольнями над западным фасадом. При всей регламентации форм и приемов классицизма каждый город в той или иной степени налагал на классицистическую архитектуру определенные, свойственные только ему черты, обусловленные характером местности, рельефа, пейзажа, окружающей застройки, местных вкусов и традиций. Так, в окраске вновь возводимых храмов в Украине часто преобладал традиционный белый цвет – в отличие от «обязательного» желтого в России.
Следует отметить, пишет Г. Н. Логвин, что «классицистическую архитектуру первой половины XIX столетия часто называют стилем ампир, то есть стилем империи Наполеона I. Для него характерно некритическое перенесение форм древнеримской архитектуры на современные постройки. Таковы, например, церковь Мадлен архитектора Виньона, Триумфальная арка архитекторов Персье и Фонтена, Вандомская колонна архитекторов Лепера и Гондуэна и другие. В России и Украине, как и в других странах, этого не было, в силу чего называть русский классицизм первой половины XIX века стилем ампир было бы неверно».
Классицистический период архитектуры Киева связан главным образом с деятельностью архитектора А. И. Меленского (1766-1833). Его творчеству характерны живописность и мягкость. Прекрасно увязаны с киевским пейзажем ротонды на Аскольдовой могиле (1810) и территории Флоровского монастыря (1824). Характерным для творчества зодчего является небольшой дом игуменьи Флоровского монастыря (1822) с простыми формами фасадов и живописными четвертькружными ротондочками-крыльцами с колоннами ионического ордера. В церковной архитектуре классицизм в этот период находит свое выражение в ряде построек Крыма, копирующих формы древнегреческих храмов, как, например, в Петропавловской церкви Севастополя (1848). Но уже в Десятинной церкви в Киеве (1828-1842) по проекту В. Д. Стасова, построенной в формах, как ее тогда понимали, византийской архитектуры, можно видеть начало будущего стилевого направления – эклектизма. К нему относятся постройки Михайловского собора в Севастополе (1848) и Владимирского собора в Херсонесе (1859-1868).
Архитекторы того времени считали себя законными наследниками всего, что было создано человечеством в этой области. С середины XIX и до начала XX столетия в этом «русско-византийском вкусе» строятся бесчисленные церковные здания так называемого «епархиального стиля».Примечательно строительство Владимирского собора в Киеве, продолжавшееся много лет (1862-1886). Архитекторы стремились как можно точнее придать храму формы византийской архитектуры. Участие в росписях собора художников В. М. Васнецова, М. В. Нестерова и М. Врубеля было выдающимся явлением в монументальном искусстве того времени. В дальнейшем в церковной архитектуре стали преобладать формы русского зодчества XV века. Характерным для этого направления было творчество киевского архитектора Е. Ф. Ермакова, построившего здание Киевской духовной семинарии (1888 год), Покровскую церковь на Куреневке (1902-1906 годы) и другие сооружения.Во второй половине XIX века в некоторых городах Украины, главным образом в Киеве, получает распространение так называемый «кирпичный стиль», в котором главную роль играют художественные и технические качества кирпича. Стены большинства зданий, в фасадах которых применялись элементы различных стилей, оставались неоштукатуренными, и фактура кирпича хорошо сочеталась с лепными деталями. Часто строители вообще отказывались от каких-либо стилевых признаков, украшая фасады лишь кирпичным декором. Яркий пример данного направления – резиденция митрополитов в Черновцах, построенная в 1864-1882 годах. С большим художественным вкусом здесь использованы декоративные качества красного кирпича с керамическими вставками и живописной кровлей из разноцветной черепицы.
Я уверен, что церковь была ярко и богато украшена росписями, которые полностью утрачены, как внутри, так и снаружи. Кстати, местные еще помнят, что были красивые витражи, что и говорит об стиле русского ренессанса, а также орнамент на фасаде стен. Единственное что осталось это бесчисленное множество надписей на стенах церкви, относящихся к разным временам. Даже нашел надпись на грузинском (Чкареули Ладо), прямо как в «Монастыре Креста», только там на полу. Последнее, что меня порадовало, то, что церковь жива. Силами местных людей в ней прибирается и ожественным вкусом здесь использованы декоративные качества красного кирпича с керамическими вставками и живописной кровлей из разноцветной черепицы.
Я уверен, что церковь была ярко и богато украшена росписями, которые полностью утрачены, как внутри, так и снаружи. Кстати, местные еще помнят, что были красивые витражи, что и говорит об стиле русского ренессанса, а также орнамент на фасаде стен. Единственное что осталось это бесчисленное множество надписей на стенах церкви, относящихся к разным временам. Даже нашел надпись на грузинском (Чкареули Ладо), прямо как в «Монастыре Креста», только там на полу. Последнее, что меня порадовало, то, что церковь жива. Силами местных людей в ней прибирается и идёт служба. Есть икона «кровоточащая». Всё вокруг церкви разрушено, ограждения нет, только овцы пасутся. С этим впечатлением я отправился обратно.
На пути обратно вспомнил еще об одной церкви неподалёку от Марковки в селе Просеное. Я двинулся туда.
Находка. Часть 3.
Дорога в село Просеное, также как и в Тишковку асфальтированная, но побитая. Только заехав в село, начинается спуск, по левой стороне стоит полуразрушенная церковь. Уже снаружи церковь меня привлекла. Очень она мне напомнила Петра и Павла в Питере, только одного этажа не хватает на колокольне.
Вид. Церковь стоит на склоне так, что когда входишь, визуально смотрится невероятно высокой. Построена на каменном фундаменте из красного кирпича. Штукатурный слой сильно повреждён, но присутствует. На крыше пять куполов, верхняя часть их утрачена.Окна отсутствуют, двери сильно повреждены, ограды вокруг нет. В стиле архитектуры главенствует украинское барокко.
Внутри. Зайдя внутрь, через дырку в дверях, попадаешь в притвор. Здесь на стенах видны фрески, но они имеют большие утраты, да и темно в этом месте церкви. Дальше, пройдя в зал, глядя на стены, я глазам своим не поверил!!! Вокруг темперные фрески неповторимой красоты. Они огромные и их много, некоторые в отличном состоянии. Здесь, скажу как специалист, такие фрески я только видел во Владимирском соборе в Киеве. Феноменально!!! На краю Луганской области найти такое сокровище. Именно сокровище, эти фрески имеют приличную цену с пятью нулями в инвалюте. Каждая фреска отточена, композиция, рисунок, живописное мастерство на самом высоком уровне итальянских мастеров. Правильно выдержаны пропорции фигур, складки одежды, орнаменты всё говорит об истинных мастерах или мастере кто это написал. Даже запало подозрение, что это рук самого Ильи Репина. Уж больно на его руку похоже,есть разговоры, что когда приезжал Илья на Украину, то брал заказы на росписи церквей. Ну а если это так, то возможно это утерянные картины Репина. Также фрески есть и в алтарницах, за главным атарем. Пол сильно поврежден, а точнее сорван, думаю здесь была или мозаика или красивая плитка. На потолке купола тоже видны фрески. Но с большими потерями, поразило то, что там видно места покрытые небесной лазурью, а это немыслимо дорогая краска. Даже сейчас, килограмм краски равен килограмму золота. Я вышел, сделал несколько снимков фасада здания. Верху над церковью нашел колодец, правда уже закрытый. Посидев, обдумав увиденное под старой ивой, тронулся домой.
Церковь в селе Городище
Табличка
Ворота левого нифа.
Всё что осталось от фрески на фасаде.
Здесь похоронен священник.
Беловодских храм.
Эти леса стоят уже 5 лет.
Дом культуры, почта, школа и церковь Кирилла и Мефодия в Тишковке.
Вид церкви Кирилла и Мифодия - 29.08.2010.
А такая она была в 1998 году.
Орнамент.
Церковь внутри.
Колонны характерные русскому классицизму.
Овцы.
Табличка радует, что есть ин.номер памятника.
Северная сторона.
Бесчисленные надписи виде сграфитто.
Надпись на Грузинском - это фамилия и имя, гласит: Чкареули Ладо.
Церковь в селе Омельково.
Внутри Омелькоской церкви.
Церковь в Просяном.
Северная сторона.
Южная сторона.
Петропаловский собор в Петербурге для сравнения.
Вход.
Притвор.
фреска в притворе.
Фрески на колоннах.
Фреска на алтарном столпе.
Вид на алтарь.
Вид от алтаря.
Потолок купола.Чтобы увидеть потолок в большем размере, кликните по фотографии.
Деталь на куполе и фон покрытый небесной глазурью.
Закрытый колодец под ивой рядом с церковью.