Поход одного дня к Луганским туннелям и Свято-Введенскому храму в с.Красное.
Первые походушки 2011 года мы решили открыть поиском Луганских железнодорожных туннелей. И если поиски будут удачными, то устроить сюжетную фотосессию, с красивой моделью.
Собрав аппаратуру и прихватив бутерброды, мы отправились на поиски.
Первым и самым ближним к городу был Глафировский туннель (широта: 48°22'18.68"С долгота: 39°19'38.25"В), находился он районе поселка Петро-Николаевки Лутугинского района. От поселка до южного портала туннеля всего километр. Через речку Ольховская мимо красивых скальных выступов похожих на кавказские горы. Но мы были на колесах, так что пришлось подъехать к туннелю сверху, от Волнухинского водохранилища.
Когда смотришь на портал сверху, такое ощущение что его нет, просто смотришь с возвышенности на Краснодонскую степь. Подойдя ближе, понимаешь размах строения. Долгий трапециевидный разрез в породе глубиной в двадцать метров, упирается в портал, украшенный тесанным камнем и покрашен известью. В середине овалообразный проход туннеля в котором свободно проезжает локомотив. Верху увенчана плитой на которой написано 1914-1915. По всей видимости это год сооружение. Туннель ровный без поворотов, длинной 690 метров. Через каждые 20-30 метров есть специальные ниши, скорей всего чтобы рабочие могли укрыться если идет поезд. Проведен свет, но тусклый, довольно сухо, но холодно. Из-за модели мы не решились пройти до выхода северного портала. У входа встретили прохожего, который приехал с внуком показать это место. Он нам рассказал, что есть еще один туннель, который на много больше этого. Пообщавшись, мы решили найти и другой, называется он Лутугинский туннель (широта: 48°25'41.28"С долгота: 39° 7'7.36"В) длинною в два километра.
Из истории: Лутугинский тоннель расположен на 107-109 км между станциями Сборная и Врубовка железнодорожной линии Северск-Лихая, Родаковской дистанции пути Донецкой ж/д. Тоннель был построен в 1913-1915 г.г. под один путь широкой колеей 1524 мм. Длина тоннеля между порталами составляет 2062,88п.м. В профиле тоннель двухскатный, в плане расположен по прямой. Тоннель оборудован искусственной вентиляцией шахтного типа. Вентиляционный ствол пройден в районе центра тоннеля и соединен с ним горизонтальной сбойкой.В ноябре 1986 года движение через Лутугинский тоннель было закрыто в связи с началом его реконструкции по проекту, разработанному институтомГипротранспуть. В соответствии с проектом в течение 1986-1989 г.г. по своду обделки над зоной подвески контактного провода по всей длине тоннеля был нанесен слой эпоксидной смолы шириной 2м, выполнено нагнетание карбонатной смолы за обделку обводненных колец и сооружены камеры заобделочного дренажа с целью снижения водопритоков в тоннель. Работы по нагнетанию карбонатной смолы за тоннельную обделку выполнил Армтоннельстрой. Однако, после производства вышеуказанных работ, остаточный водоприток в тоннеле остался прежним. В 1994-1996г.г. с целью снижения водопритоков в Лутугинском тоннеле было пробурено несколько систем лучевых дренажных скважин в интервалах обводненной обделки. Но водоприток в тоннель после бурения дренажных
скважин практически не уменьшился. В 1984г. институт Гипротранспуть произвел съемку продольного профиляпути Лутугинского тоннеля. В результате был уточнен геологический разрез по оси этого тоннеля, представленный чередованием слоев обводненного песчанистого сланца и песчаника с прослоями водоносного известняка. В последние годы гидрогеологическая ситуация в районе Лутугинского тоннеля осложнилась в связи с закрытием соседних шахт Врубовская и им.Ленина. Из-за прекращения работы систем водоотлива указанных шахт в этой местности повысился гидростатический уровень подземных вод, что обусловило увеличение водопритоков в рассматриваемый тоннель. Со слов жителей: Построен в царские времена инженером Лутугиным. Говорят, что при постройке рабочие никак не могли встретится (пробивали навстречу друг другу), хотя по всем расчетам уже должны были. Узнав об этом, Лутугин стал сомневаться в правильности своего проекта, думал что ошибся в расчетах и застрелился. Через 3 дня после этого рабочие встретились. Официальной информации о сметри Лутугина нет. Трагически скончался - вот и вся информация, если не ошибаюсь в Кузбассе. Тоннель охраняемый.
Дальше решили поехать вниз к поселку, по пути фотографировали степные цветы, похожие на ирисы. Подъехав к броду, поняли что нам его не взять, так как река еще бушевала весенним паводком. Пришлось возвращаться обратно, через Волнухино к Петро-Николаеве, так сказать с обратной стороны. Переехав железнодорожный переезд, повернули мимо кладбища к реке, а точнее к мосту, сделали остановку. Река Луганчик шумным перекатом течет под мостом высотой в двадцать метров. Сделав пару снимков моста, решили подняться, и все же сфотографировать разрезанную скалу в котором проходит железнодорожная линия, что поворотом упирается в туннель.
Интересное место, но мы уже двигались дальше к Первозвановке. По пути, под горой расположилось Преображенское озеро, искусственного происхождения с красивым и необычным водосбросом. Именно водосброс нас приманил. Его высота более десяти метров, виде клина, через которые без остановки льется, с шумом, вода. Так как у нашей модели не было купальника, мы решили еще раз сюда приехать, чтобы сделать фотосессию под струями воды, уж очень красивый водосброс, похож на водопад.
В Первозвановке стоит, не тронутая социализмом церковь. Церковь Георгия Победонносца построенная в традиционном украинском стиле. Напротив входа, святой колодец. На другой стороне могилы святых, одна могила очень старая, в виде плиты, с выгравированным крестом. Церковь, как ни странно, окружена оградой с воротами, рядом виден фундамент старинного ограждения. По периметру растет сад, есть пирамидальные туи. Чуть дальше, памятник погибшим в 42-45гг., а на самом углу, маленький парк. В парке находиться древняя каменная баба, жернов и что-то похожее на корыто, все из мергеля.
Следующая остановка намечена была село Красное. По пути у нас лежала степь, иногда прерываясь байраками и балками. В некоторых видны были маленькие болота. Проезжая мимо Глубокого остановились сфотографировать старинную ЖД дорогу, правда, что от нее осталось. Здесь в военные годы отправлялись эшелоны в Германские концлагеря.
И вот Красное. Очень маленькое село всего 550 проживающих, но есть здесь изюминка Луганской области. Монастырный комплекс, состоящий из старинного храма Свято-Введенского, что у подножья горы, на возвышенности церкви «Нагорный» Иоанна Спасителя, в будущем мужской монастырь, и недалеко женского монастыря. Этому храму 138 лет.
Из истории: с.Церковное (Красное) церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы. Построена в 1870 году, тщением прихожан. Церковь кирпичная, с такой же колокольней, обнесена каменной стеной, в ограде сторожка для караула. Кладбище обнесено забором. Земли 33 десятины, сдается в аренду крестьянам (2 года пользы не приносит). Дом священника не пригоден для жилья. Начато строительство нового, но с войной 1914г. приостановлено. Дом псаломщика холодный.В х.Белом в 10 верстах от Церковного Рождество-Богородничный молитвенный дом (1917г).Опись церковного имущества с 1898 г.Школы: Церковно-приходская при церкви снимается в с.Церковном 22 девочки и 29 мальчиков. Школа Земская – в д.Ново-Анновка, земская – в д.Самсоновка. Староста Федор Федорович Чумаченко с сентября 1915 года. Священник Георгий ТрифоновичОстапенко 1881 г.р. с 1906 года заведующий и законоучитель школ с.Церковное, Самсоновки, Ново-Анновки. Псалмщик – Александр Алексеевич Бурлуцкий – 44 года.
Небольшое село Красное (бывшее Церковное) было основано во второй половине XVIII столетия, в 1774 –1775 гг. Местность, на которой расположилось село Красное, была не обжита – здесь поселились запорожцы, которые были изгнаны Екатериной I из Запорожской сечи. В 1780 году село получило название Церковное. Это название имеет историческое содержание. Предание гласит, что помещик Сомов решил построить деревянную церковь, договорился с помещиками соседних хуторов, чтобы они выделили своих крепостных для рубки дубового леса. Людей, которые заготавливали этот лес, стали называть церковниками. Это обращение к мастерам, которые строили Божий храм, механически перенеслось и на село, где они проживали. Эти объединенные населенные пункты стали называть одним названием – село Церковное. 23 июля 1923 года за боевые революционные действия с.Церковное было переименовано в с.Красное. Свято – Введенский храм построен в 1870 году. Определением Священного Синода Русской Православной церкви, походатайству жителей сел Церковное (ныне Красное), Анновка (Новоанновка), Андреевка, Самсоновка, Черкасский Брод, Поповка и на их пожертвования, в селе Церковном возведен храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Построен он из красного кирпича в виде креста, архитектор неизвестен. Над этим величественным зданием возвышался один главный позолоченный купол высотой 26 метров и колокольня с одиннадцатью медными колоколами (7 колоколов весом по 6 кг остальные, соответственно 890 кг, 295 кг, 49 кг, 16 кг). Кирпич доставлялся для строительства на подводах из Ростовской области, с кирпичного завода Балашова. Поразительно качество кирпича: 100 мм гвоздь, даже 100 лет спустя, вбивается в стену словно в дерево. Построенный храм был обнесен каменной оградой, внутри двора находилась сторожка для охраны. Чуть ниже был выкопан колодец. Свято – Введенскому храму сельской общиной были подписаны 33 десятины пахотной земли. По штату полагался один священник и один псаломщик. Для них были построены кирпичные дома на пожертвования прихожан с приусадебными участками примерно 15 соток. Приход жалования от государства не получал. Площадь здания рассчитана на 500 молящихся. Имеются сведения, что в 1924 году в с.Церковном проживало 527 христиан, но церковная община насчитывала 1062 человека (мужчин – 351, женщин – 711). Прихожанами были жители близлежащих семи сел. Престол в храме был один и освящен в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Необычайно и расположение этого величественного сооружения. Оно стоит на возвышенности на фоне живописных холмов и как бы парит над селом, утопающем в зелени деревьев, растущих у домов и по берегам небольшой серебристо-журчащей речки Луганчик. История Свято – Введенского храма насчитывающая более ста лет, тесно переплетается с историей всей Русской Православной Церкви и нашей страны. О его трагической судьбе свидетельствуют материалы, находящиеся в Госархиве Луганской области. Коммунистическая власть считала, что для «блага народа» необходимо полная победа атеизма. Причем, удар наносился, в основном, по Православию. Закрывались церкви, монастыри, горели костры из иконостасов. Церковное имущество подвергалось разграблению. Не избежал такой участи и Свято–Введенский храм. Его разграбление началось в 1922 году. Тогда без объяснений изъяли все золотые, позолоченные и серебряные предметы. Так, на 5 января 1932 года по описи осталось 71 наименование предметов, принадлежащих церкви, на 5 января 1935 года – уже 56. Колокола сняли и увезли 28 декабря 1932 года, хотя звонить запретили гораздо раньше. Церковь безмолвствовала с 1929 года. За свою вековую жизнь храм закрывался дважды. Первый раз по решению президиума ЦИК УССР под председательством Г.И. Петровского – 28 апреля 1935 года, когда был уже почти полностью разграблен. Здание церкви отдали под сельский клуб. Оставшиеся скромное имущество разделили по акту. Клубу достались: гардероб, трибуна, кафедра, железная решетка, сундук, подставка для цветов, ризы, люстры, покрывала, бархатные подстилки, депо станции Семейкино – все металлические предметы. Клуб действовал в помещении церкви в течении шести лет с 1935 года по 1941 год. А 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война. Красная армия, терпела поражение за поражениям. Тогда государство, уже собравшееся задушить Церковь, теперь заключает союз с последней. Начали открываться разоренные храмы. В военные годы в Луганской области зарегистрировано 128 церквей. В 1942 году открыли и Свято – Введенский храм в селе Красном и снова люди заполнили храм, зазвучали молитвы. Отгремели залпы войны, страна поднималась из руин, продолжалось и возрождение Церкви. Казалось, после таких испытаний уже ничто не может остановить этот процесс. Однако власти, начиная с 1957 года, вновь повели жестокую борьбу против Православия. 30 декабря 1959 года свято – Введенский храм был официально закрыт. Здание храма передано совхозу «Октябрьской революции» под склад. К храму была проложена автомобильная дорога, а в самом здании устроено зернохранилище. Однажды под стенами храма появились тракторы. Зацепив тросами купол и колокольню, трактористы стали буквально рвать на куски церковь. И только один из них, встав на колени, перекрестился и сказал: «Господи, прости! Не по своей воле делаю, но по принуждению, я подневольный». Закончился ХХ век, началась новая страница в жизни храма – возрождение. Дело возрождения Господь поручил священнику из Луганска Андрею Дубине. В начале была заделана зияющая дыра. Сразу же стали служиться Божественные литургии в алтарной части. Остальная же площадь храма находилась под открытым небом. 2003 год. Храм уже под крышей, восстанавливается и колокольня. Все окна застеклены, деревянные рамы окрашены. Несколько изменена конфигурация рам. Они стали немного уже. Но при этом выиграл внешний вид храма. Он стал казаться выше и изящнее. В пятницу 26 апреля 2004 года, накануне празднования «Похвалы Пресвятой Богородицы» был восстановлен главный купол храма. 4 декабря 2004 года служба впервые прошла во всем храме. Работы по восстановлению Свято – Введенского храма в селе Красное продолжаются. Здесь возведен женский монастырь, в котором проживают 44 монахини. А также ведется строительство храма «Нагорный» Иоанна Спасителя, где будет и мужской монастырь.
Материал, Живолуп С.М., 2008г.
Монахини очень приветные, нас встретили, показали храм, рассказали историю. Мы поднялись верх, к строящейся церкви Иоанна Спасителя, по длинной каменной лестнице, в которой более трехсот ступеней. У подножья церкви святой терновый куст за ним фреска. Над всем этим возвышается самый большой крест в Луганской области достигающий восьми метров. Все здесь значимо и ступени, крест, терновый куст и даже площадки с колодцами по подобию «страстной недели». Наверху степной ветер обдувает лицо. Еще внизу получив благословение от матушки, поднявшись, понимаешь сущьность бытия и дышать стало как-то легче. Эта гора собирает не только верующих, но и парапланеристов, из-за благотворных воздушных потоков, собирающихся в этом месте.